Снова железнодорожное
К юбилею на прошлой неделе папа написал отличную запись про железные дороги. Так как перепосты у большинства отключены, я её просто процитирую %)Исходный постинг:
175 лет российским железным дорогамНа днях собственный ребенок застыдил меня. В своем ЖЖ она написала пост, посвященный 175-тилетию российских железных дорог. И намекнула, что надо бы и папе выступить по этому поводу. Пожалуй, стоит это сделать.
Кто-то из наших выдающихся людей высказал такую мысль, что железные дороги созданы для России. Замечу, наверное, и для других больших стран с многоотраслевой индустрией. Очевидно, что железные дороги незаменимы для организации круглогодичных перевозок практически в любых погодных условиях большого количества массовых (да и не массовых) грузов, значительного числа пассажиров. Строительство железных дорог в конце XIX и начале XX веков дало мощный импульс развитию российской промышленности и городов, освоению Сибири и Дальнего Востока. В годы войн (особенно Великой Отечественной войны) железные дороги обеспечивали необходимые перевозки войск, техники и боеприпасов, в 1941 году была проведена быстрая и массовая эвакуация промышленности на Восток. Железные дороги создавали условия для довоенной индустриализации и послевоенного восстановления и развития страны. Устойчиво работали железные дороги и в ходе преобразований в России после 1992 года. При всех имеющихся проблемах и допущенных ошибках поезда ходили всегда в это время.
При разумном подходе к развитию и модернизации отрасли сейчас, железные дороги могут создать новые возможности для дальнейшего развития промышленности и регионов страны, для существенного повышения качества жизни наших граждан.
{ читать дальше }Что еще хотелось сказать. Железные дороги - это большой и многоотраслевой комплекс. Что входит в него. Во-первых, транспорт общего пользования. Собственно тот транспорт, который предлагает услуги по перевозкам пассажиров и грузов из пунктов А в пункты Б. К этой категории относится компания «Российские железные дороги» и ее дочерние подразделения в сфере дальних и пригородных пассажирских перевозок, контейнерных перевозок¸ оперирования вагонным парком, ремонта подвижного состав и других видов деятельности (холдинг «РЖД»). Также к этой сфере можно отнести независимых владельцев грузовых вагонов и компании в сфере пригородных и дальних пассажирских перевозок. Важно отметить, что сейчас появились и компании, владеющие или управляющие железнодорожными линиями («Железные дороги Якутии» и «Ямальская железнодорожная компания»). В перспективе к таким линиям могут присоединиться железные дороги Кызыл-Курагино, Салехард-Надым, БЕЛКОМУР.
Очевидно, что центром является холдинг «РЖД». Прежде всего, это большой коллектив, который насчитывает около 1 миллиона человек, работников различных профессий и специальностей, обеспечивающих управление перевозками, продвижение поездов по железнодорожным линиям, маневры на станциях, ремонт и обслуживание подвижного состава и технических средств и объектов и, конечно, машинистов локомотивов. Почти все они работают в смену, т.е. ночью или днем, в будни, выходные и праздничные дни. Многие из них работают на улице независимо от погоды и климата.
Кроме того, это гигантская техническая система. Ежеминутно на всех направлениях в движении находится несколько тысяч различных поездов. Сеть железных дорог включает в себя 85 тысяч километров линий, на которых 30 тыс. мостов, путепроводов и других искусственных сооружений. 40% линий электрифицированы. Несколько тысяч станций обеспечивают продвижение поездов и работу с ними. Почти 20 тысяч локомотивов обеспечивают движение поездов, более миллиона вагонов используются для перевозок грузов. Мне бы хотелось, чтобы вы представляли масштаб и сложность предприятия при его достаточно высокой надежности и эффективности.
Помимо этого существует и транспорт необщего пользования. Он обеспечивает связь между магистральными железными дорогами и предприятиями (т.н. промышленный железнодорожный транспорт) или обслуживает отдельных грузоотправителей и грузополучателей (подъездные пути). Протяженность этих, казалось бы, незаметных путей сопоставима с протяженностью магистральных железных дорог. Отельные подъездные пути являются целыми железнодорожными линиями, имея протяженность до нескольких сотен километров, Такими путями, например, располагает «Газпром» на Полярном Урале и добывающие компании в разных регионах. И наконец, отельные предприятия металлургии и угледобычи располагают целыми полигонами железных дорог, необходимых для обслуживания своих производственных процессов (выплавки стали или добычи угля).
Таким образом, за 175 лет была создана сложная и достаточно надежная техническая система, обеспечивающая транспортное сообщение в стране. Важно сохранить ее и продолжить ее дальнейшее развитие, которое будет способствовать развитию страны.
Разные люди принимали участие в создании, развитии и организации работы железных дорог.
Герстнер Франц Антон (1796-1840) – инициатор и строитель Царскосельской железной дороги.
Граф Толь Карл Федорович (1777 – 1842) - герой войны 1812 года, участник Бородинского сражения. С 1833 года главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, в этом качестве принимал решение о строительстве Царскосельской железной дороги.
Граф Клейнмихель Петр Андреевич (1793-1869) – главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями с 1842 по 1855 годы. Современники по-разному относились к нему, и тем не менее при нем осуществлялось строительство практически первой настоящей железной дороги в России Москва – Санкт-Петербург.
Мельников Павел Петрович (1804-1880) – первый министр путей сообщения России в 1866 – 1869 годах, один из основателей железнодорожной науки в нашей стране, автор проектов железных дорог, за время его руководства министерством сеть увеличилась на 7 тыс. км.
Князь Хилков Михаил Иванович (1834-1909) – министр путей сообщения в 1895 – 1905 годах, это был интересный князь, прежде чем стать министром он работал рабочим и руководителем службы подвижного состава на железных дорогах США и Англии. При нем строился Транссиб и КВЖД, в целом 25 тыс. км железных дорог. Говорят, четко организовав воинские перевозки, он был более опасным противником Японии в войне, чем генералы.
Дзержинский Феликс Эдмундович (1877 – 1926) – народный комиссар путей сообщения в 1921 – 1924 годах, при всей неоднозначности этого человека, именно ему пришлось восстанавливать работу железных дорог после революций и гражданской войны.
Бещев Борис Павлович (1903 – 1981) – министр путей сообщения СССР в 1948 – 1977 годах, именно в этот период железные дороги перешли с паровой на электрическую и тепловозную тягу, серьезно совершенствовались системы автоблокировки, сигнализации и связи. Фактически сформировался новый образ железных дорог страны.
Аксёненко Николай Емельянович (1949 – 2005) – министр путей сообщения Российской Федерации в 1997 – 2002 годах. Я бы сказал, что это был весьма противоречивый человек с мощной энергетикой, который умел предлагать и реализовывать крупные стратегические проекты в области железнодорожного транспорта.
Фадеев Геннадий Матвеевич (1937) – первый министр путей сообщения Российской Федерации (1992 – 1996, 2002 – 2003 годы), первый президент ОАО «РЖД» (2003 – 2005 годы).
Конечно, железные дороги - это не только большие начальники, это большой коллектив разных людей, работающих и работавших в отрасли.
Например, таких как Елена Мироновна Чухнюк (1917). Машинист паровоза в годы войны, она водила поезда на прифронтовых железных дорогах. Герой Социалистического Труда.